Родителям, имеющих детей с КИ

24.01.2019

Чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить, ему необходимо помочь в следующем:

  • научиться  воспринимать речь и неречевые звуки так,  чтобы в памяти шло накопление этих слуховых образов;
  • овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила изменения и соединения слов в предложении;
  • учиться произносить звуки речи и соединять их в слова и предложения;
  • научиться общаться с другими людьми с помощью речи.

Эти задачи решаются специалистами в образовательном учреждении.


А дома, в приобретении навыков слушать, говорить, выполнять определенные действия,  ребенку с КИ помогают родители. Для маленького ребенка игровая деятельность является ведущей. В игре наиболее полно раскрываются потенциальные возможности ребенка.


Для занятий с ребенком в домашних условиях совершенно необязательно приобретать дорогие пособия и игрушки.


Для развития слухового восприятия и приобретения коммуникативных навыков можно использовать различные предметы, которые встречаются дома.


Это могут быть:


  • банки, крышки и все годное для выполнения таких действий, как открывание/закрывание – упражнений по развитию представлений о форме и размерах предметов, слухового восприятия речи – раскладывание по порядку, подбирание пары, игра «Чего не хватает?», размеры (большое, маленькое), расположение, звуки;
  • ложки и чашки разных размеров (подбирание пары, вставление одних в другие, собирание во множестве);
  • консервные банки без крышек (катание, кручение, сортирование);
  • консервные банки разных размеров (вставление одних в другие, построение из них чего-либо, сортирование);
  • алюминиевые формочки (сортирование, подбирание);
  • пластиковые бутылки (звуки – треск, дребезжание, размеры) и чашки (цвет, сортирование на обеденном столе (сервировка);
  • посуда и простые по форме игрушки (зарисовка, сортировка);
  • пустые картонные коробки (сортирование, складывание вместе, коробки со срезанными верхом можно использовать в качестве строительных  блоков;
  • зеркало (отражение, представление о себе, игра «Прятки»);
  • крышки от банок, бутылок (разные размеры, цвет);
  • крупа всех видов (сортирование);
  • варежки, перчатки, носки обувь (подбирание парами одинаковых, сортирование по размеру, цвету, назначению,  принадлежности – чья?);
  • пуговицы (размер, цвет, вид, сравнение материалов);
  • посуда (сортирование и сравнение, зарисовка), деревянные и металлические ложки (различение звучаний: звонкий-глухой);
  • прищепки для белья, скрепки, ножницы, ножи, пластиковые вилка и ложка, ручка – карандаш, часы наручные – часы настенные, стакан – чашка, варежка – перчатка, линейка – ленточный сантиметр (сходства и различия);
  • катушки, нитки (завязывание, сортировка, складывание, раскладывание по два (три) предмета);
  • разные вещи, используемые в доме, имеющие сходства по определенным признакам и противопоставляемые  по  другим признакам (цвет, звуки, форма, структура, холодный – горячий, жидкий – твердый, порошкообразный);
  • изображения мебели и предметов (сопоставление с реальными предметами, с определенной формой – круг, квадрат, треугольник), телефонный диск, шарообразная ручка двери, часы, квадратный стол, окна; холодильник, прямоугольная дверь и т.п.;
  • лоскутки материала, (структура ткани, разрезание, эластичность материала);
  • картинки с ситуациями для беседы о мнениях и ощущениях (сколько, что случилось, где это  происходит).

Эти упражнения помогут родителям развить у ребенка не только слуховое восприятие, но и понимание речи, умение говорить правильно, произносить более четко труднопроизносимые сочетания согласных звуков. Они также способствуют расширению знаний ребенка об окружающем мире, развитию у него мышления, внимания, памяти, моторики.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.